gingema: (Default)
[personal profile] gingema
Дурацкий европейский день памяти Холокоста в этот раз разозлил совсем.
Интересно, Коби вообще не знал о его существовании.

Думала о том, как забавно (на самом деле, конечно, печально) американские евреи отмежевываются от сионизма как идеи, и серьезно так, увлеченно. Их даже сложно обвинить в близорукости и неспособности извлечь уроки из истории - во-первых, это вообще свойственно всем людям всегда и везде, а евреям в особенности; во-вторых, истории они особо не знают, и часто не воспринимают холокост как нечто, имеющее к ним отношение. Это длинная больная тема, я к ней вернусь еще. Я все время к ней возвращаюсь.

Еще я думала о своей семье. Дедушка и бабушка ничего не рассказывали и на идиш между собой не говорили. Они до войны жили в Киеве, в войну их занесло в Сухуми, там и остались. Совсем недавно мама рассказала, что дед в конце 40-х поехал в Киев "на разведку" насчет вернуться, в первый же день при нем в трамвае громко попеняли старику-еврею, что его гитлер не добил, дед вернулся в Сухуми и сказал - в Киев ни ногой. Теперь понимаю, что бабушка с дедушкой хотели забыть это все, как страшный сон - не возвращаться в те места, не вспоминать, жить новую жизнь вперед.
У бабушки была родня в Киеве, часть эвакуировались и потом вернулись, часть погибли, мама знает о них совсем мало, из бабышки было ничего не выудить. А у деда было две родных сестры и два брата, сестры еще до войны уехали в Москву, прожили длинную жизнь, но не завели ни семей, ни детей, а братья оба погибли. Тоже относительно недавно мама упомянула, что у дедова брата Миши была жена и ребенок, он ушел на фронт, они остались в Киеве, и ничего о них не известно, даже как звали. Ну практически очевидно, что лежат в Бабьем Яру, и никаких концов не найти. А я ловлю себя на том, что часто думаю об этой молодой женщине с младенцем, они моя родня, и от них не осталось ничего, даже имен. А дед, и дедовы сестры, они же знали их имена! Почему они нам не рассказали? Такую маленькую малость, сохранить хоть кусочек памяти о человеке, ее же любил их брат, она же их семья, и все, что надо было - просто сказать нам, как ее звали. И других тоже. О которых мы не знаем не только имен, но и того, что они жили на белом свете.

Разговаривали с Экин про Европу и беженцев. Этот разговор заставил меня вспомнить свое давнее недоумение, когда я задалась вопросом, что же такое особенное для себя американцы находят в русской литературе, поковыряла-поискала чего-то, и обнаружила, что чуть ли не центральной темой числится вопрос Достоевского "Если Бога нет, то, значит, все можно?" Этот вопрос казался мне идиотским - и по-прежнему кажется. Но, глядя на европейцев, и вслед за ними американцев, я вдруг понимаю, что для них этот вопрос не праздный, и они всерьез его - нет, не думают, а живут. Хотелось бы обЪявить это моральным превосходством иудаизма над христианством, но все, конечно, гораздо сложнее. И печальнее.

Date: 2018-02-01 09:20 am (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Круто.
Действительно, очень многое зависит от того, как человек отвечает на этот вопрос...
Я бы думала, что, если Бога нет, то тем более не все можно. Никто кроме тебя не отвечает за этот мир. Впрочем, хотя Бог и есть, на деле, Его как бы нет. И все оно так и есть.

Date: 2018-02-01 06:23 pm (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman

Нет, это не из области представления Бога бородатым дяденькой. Всегда встает вопрос насколько Он управляет миром? Все ли заложено в этот "квест", и тебе только нужно отыграть правильные варианты. Или свобода воли человека - реальная вещь и он реальный партнер в Творении мира. Это вовсе не тривиальные вещи, и могут быть очень разные точки зрения на это дело. Но вот эта крайняя постановка вопроса про то, что если Бога нет, то все можно... Оно подразумевает, что все правила игры не имеют особого смысла. Вне того, что ты должен по ним играть и все. А мир просто площадка. Оно довольно крайнее такое мнение.

1 февраля 2018 г., 18:33 пользователь gingema - DW Comment < dw_null@dreamwidth.org> написал:

Date: 2018-02-05 09:04 pm (UTC)
ctapnep: (Default)
From: [personal profile] ctapnep
Если Б-га нет, то что считать недостойным? Ведь вся наша культура основана на том, что недостойным считается то, что рассказали нам об этом наши проповедники.
А превосходство (или наоборот, недостаток) иудаизма в том, что евреи, даже очень неверующие, все равно знают, что Он есть.

Date: 2018-02-01 12:49 pm (UTC)
tseytlin: (Default)
From: [personal profile] tseytlin
По поводу того, что "истории они особо не знают, и часто не воспринимают холокост как нечто, имеющее к ним отношение" - увы, это верно не только в отношении американских евреев. Увы, среди израильтян таких тоже очень много, особенно среди выходцев из арабских стран. И фразу "жаль, что гитлер не перебил всех ашкеназим", увы, я тоже слышал неоднократно. И вовсе не в трамвае в Киеве, как ты понимаешь.

Поэтому я так скептически отношусь к официальным "дням памяти". Они ничего не могут добавить тому, у кого этого нет.

Date: 2018-02-01 04:45 pm (UTC)
irene221b: (Default)
From: [personal profile] irene221b
Соня, а по фамилии Миши ядвашем ничего не выдаёт? Или наоборот слишком много выдаёт?
Во всем ты права. :(

Date: 2018-02-02 12:15 pm (UTC)
li_bao: (Default)
From: [personal profile] li_bao
История вообще никого никогда не учит, даже если этот некто её знает. Но знать историю всё же полезно, причём лучше знать несколько вариантов. Потому что "знать" можно только интерпретации, чей то пересказ истории. Единственное важное и настоящее - это имена, тут я согласен с тобой.

Популярность именно Достоевского в штатах для меня тоже загадка. Традиция однако.

Date: 2018-02-03 02:53 am (UTC)
li_bao: (Default)
From: [personal profile] li_bao
"Если Бога нет, то всё позволено" это приближение нулевого порядка (касательную к графику в точке провести) к Достоевскому. Не глубже, чем в советской школе. Если глубже, то ведь Евангелие читать придётся, разбираться... Прости, у меня свои отношения с Достоевским. :-)

Date: 2018-02-03 02:55 am (UTC)
li_bao: (Default)
From: [personal profile] li_bao
Да, кстати. Прости, я может неуместно, но скажу. В Буриме пегасиаду очередную запустили, на этой неделе пишем многострочники. Может быть напишешь что нибудь?

Profile

gingema: (Default)
gingema

October 2023

S M T W T F S
1234567
89 1011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 4th, 2026 04:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios